Отек на голове у детей после операции

https://sn.ria.ru/20170407/1491765183.html
Как вернуть к нормальной жизни детей, перенесших опухоль мозга
Как вернуть к нормальной жизни детей, перенесших опухоль мозга
Подопечные фонда Константина Хабенского после агрессивного лечения сталкиваются с массой проблем, решить которые помогает именно системная реабилитация. О том, что она из себя представляет и какую работу проделывает ребенок во время занятий, рассказывают логопед Анастасия Балакирева и психолог Ольга Кудинова.
2017-04-07T16:32
2017-04-07T16:32
2020-03-03T03:44
/html//[@name=’og:title’]/@content
/html//[@name=’og:description’]/@content
https://cdn23.img.ria.ru/images/sharing/article/1491765183.jpg?14917588331583196281
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2017
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://sn.ria.ru/docs//copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
россия, детские вопросы, здоровье, благотворительный фонд константина хабенского, жизнь без преград
16:32 07.04.2017 (обновлено: 03:44 03.03.2020)
Подопечные фонда Константина Хабенского после агрессивного лечения сталкиваются с массой проблем, решить которые помогает именно системная реабилитация. О том, что она из себя представляет и какую работу проделывает ребенок во время занятий, рассказывают логопед Анастасия Балакирева и психолог Ольга Кудинова.
Говоря об онкологических больных, под словом “лечение” обычно понимают операцию, химио- и лучевую терапию. Но достаточно ли этого для того, чтобы почувствовать себя здоровым и вернуться к нормальной жизни?
Алена Мешкова, директор Благотворительного фонда Константина Хабенского, объясняет: “Когда заходит разговор о наших подопечных – детях с опухолями мозга – ни у кого не вызывает сомнений, что им необходимо лечение. Но что подразумевается под этим словом и когда лечение можно считать оконченным, знают не все. Дело в том, что после операции на мозге у многих детей происходят серьезные когнитивные изменения. Одни учатся заново говорить и писать, другие сталкиваются с психологическими проблемами, сомнениями и страхами. Это страх снова пойти в школу, где тебя все забыли, страх публичных выступлений, комплексы по поводу внешнего вида. Вернуться к нормальной жизни и избавиться от этих проблем детям помогает системная реабилитация. Это занятия с психологом, логопедом и другими специалистами. У фонда есть отдельная программа под названием “Терапия счастья”, в рамках которой мы как раз и делаем все для того, чтобы наши подопечные получили шанс снова жить так, как их сверстники: ходить на уроки, проводить время с друзьями и ничего не бояться”.
Подопечные фонда Константина Хабенского после агрессивного лечения сталкиваются с массой проблем, решить которые помогает именно системная реабилитация. О том, что она из себя представляет и какую работу проделывает ребенок во время занятий, рассказывают логопед Анастасия Балакирева и психолог Ольга Кудинова.
– Зачем нужна реабилитация? Почему нельзя просто отправить ребенка домой после успешной операции и проведенной химиотерапии?
Анастасия Балакирева: В результате болезни у ребенка нарушаются многие функции. После операции на мозге и химиотерапии многим детям приходится заново не только учиться ходить, жевать и глотать, но и говорить и писать. Обойтись без помощи специалистов практически невозможно, потому что спонтанное восстановление распавшихся умений и знаний будет протекать медленнее, что повлечет за собой новые трудности: ребенок не сможет пойти вовремя в школу, вернуться в свой класс и усвоить новые знания.
Взрослые дети школьного возраста могут находиться в затяжной депрессии, страдать от изменений во внешности, стесняться, выбирать уединенный образ жизни, тем самым увеличивая риск рецидива заболевания. Поэтому своевременная поддержка ребенка и его семьи в послеоперационный период очень важна.
– Почему нельзя ограничиться физической реабилитацией? Разве не главное – сделать так, чтобы ребенок снова мог уверенно ходить, бегать и прыгать?
Ольга Кудинова: Эмоциональное, физическое и интеллектуальное состояние ребенка должно восприниматься как единое целое. Если ребенок не пройдет период восстановления когнитивной деятельности, его коммуникация с внешним миром будет нарушена. В жизни ребенка, у которого не восстановлены речь и мышление, память и восприятие, волей-неволей появятся вторичные изменения – отставание в развитии, вынужденное домашнее обучение и так далее. Так как во время болезни внешний мир для ребенка часто ограничен его семьей, то мы проводим работу и с родителями.
– А при чем же здесь родители? Ведь болеет ребенок…
Анастасия Балакирева: Родители заболевшего ребенка переживают колоссальный хронический стресс с момента постановки диагноза и не прекращают испытывать его долгие годы даже во время ремиссии. В период болезни родители относятся к своему чаду как к хрустальной вазе, выполняя все просьбы и желания, потакая всем требованиям и капризам. В результате такой гиперопеки, безусловно, происходят изменения в поведении ребенка. А по окончании лечения семья сталкивается с проблемой возвращения ребенка в нормальную социальную среду, и в этот момент изменения, произошедшие в отношении к ребенку, дают о себе знать. Как вернуть ребенка в прежнее состояние? Как с ним взаимодействовать? Как отпустить его в школу, магазин или летний лагерь? Мы помогаем найти ответы на эти вопросы.
– Как выбираются специалисты и формируется программа для конкретного ребенка? Возможна ли такая ситуация: два ребенка прошли одинаковые курсы реабилитации, но результаты у них разные?
Анастасия Балакирева: Каждый человек индивидуален. Результаты операции, химиотерапии и лучевой терапии, возможности мозга и реабилитационный потенциал у всех разные. Не существует двух абсолютно одинаковых детей, поэтому и результаты после реабилитации разные. В нашем центре работают логопед, клинический психолог и нейропсихолог. Какие занятия нужны конкретному ребенку, мы понимаем после первичной диагностики.
При общей включенности ребенка и вовлеченности родителей два курса – восстанавливающий и закрепляющий, каждый длиной три месяца – дают хорошие результаты. Но, если и после них остаются неразрешенные вопросы, ребенку может понадобиться дополнительная помощь. Результативность нашей работы зависит и от того, получает ли ребенок параллельно медицинское лечение. Стоит учитывать, что эти процессы взаимосвязаны. Та же самая химиотерапия часто влияет на состояние ребенка, иногда занятия приходится отменять, и трехмесячный курс растягивается на более длительное время.
– Клинический психолог, нейропсихолог и логопед – зачем так много специалистов? Что делает каждый из них?
Анастасия Балакирева: Мозг и центральная нервная система – это своего рода центр управления, от которого зависит функционирование всего организма. Если мозг поврежден, структура речевого дефекта будет иметь более выраженный характер, чем в каком-либо другом случае. Работа логопеда очень разносторонняя: начиная с восстановления функций жевания и глотания до развития устной и письменной речи.
Ольга Кудинова: Работа нейропсихолога направлена на восстановление пространственного восприятия, коррекцию памяти, мышления и воображения. Часто после операции ребенок не владеет своим телом, забывает, где правая, а где левая рука. Когда у ребенка есть патология в развитии, многие навыки просто не формируются. Периоды, в которые ребенок должен определенным образом развиваться, часто просто вылетают из жизни из-за болезни, и эти пробелы необходимо восполнять.
Во время занятий с нейропсихологом ребенок учится правильно дышать, начинает ползать – сначала на животе, затем на четвереньках. Учится плавно следить за движущимися предметами и видеть происходящее целиком, а не урывками.
Чтобы занятия были по-настоящему эффективными, дома ребенок каждый день должен заниматься в течение 40-60 минут.
Клинический психолог занимается коррекцией поведения и мотивацией ребенка. Например, во время болезни некоторые дети перестают ощущать собственные эмоции, не чувствуют боли, страха и постепенно перестают понимать чувства других людей. Чтобы восстановить эмоциональный интеллект и расширить спектр дифференцируемых эмоций, ребенку необходимо выполнять определенные упражнения: учиться распознавать эмоции людей на картинках, вспоминать случаи из жизни, когда сам чувствовал себя так же, например плакал или смеялся”.
– Какую работу во время занятий проделывает ребенок? Важна ли его мотивация?
Анастасия Балакирева: Все наши дети – герои. Они проделывают огромную работу, которая требует определенной самоорганизации, высокой концентрации внимания и воли к победе. Обязательным условием успешной реабилитации является выполнение домашних заданий и активное вовлечение всей семьи. Если не будет работы дома, не будет и результата. В ходе самостоятельной и совместной работы дети сталкиваются с проблемами, которые не приходят в голову здоровому человеку. Отслеживать дыхание и положение языка во время речи, различать твердые и мягкие согласные, написать слитно целое слово ровным почерком – все это для наших пациентов очень тяжело. Дети дошкольного возраста учатся этому впервые, а те, кто заболел во время обучения в школе, вынуждены учиться заново.
Ольга Кудинова: Ребенка не всегда легко уговорить что-то сделать. Поиск правильного мотива – кропотливая работа специалистов и родителей, ведь никто не знает ребенка лучше, чем они. Тем не менее родители не всегда умеют найти правильный ключ к взаимодействию с ребенком. Очень часто в качестве мотивации они используют, например, разрешение поиграть в игру на планшете, что в корне неправильно. Вернуть себе авторитет, взаимодействовать с ребенком по-новому – вот какую задачу приходится решать родителям.
– Может ли ребенок после лечения вернуться в тот же класс, в котором он был? Или ему обязательно оставаться на второй год?
Анастасия Балакирева: Во время лечения дети выпадают из школьной жизни на период от нескольких месяцев до нескольких лет. И оставаться на второй год, видеть своих одноклассников, которые ушли далеко вперед, для них очень болезненно. Поэтому если позволяет состояние ребенка, то, несмотря на пробелы в знаниях, образовавшиеся за время болезни, мы рекомендуем продолжать обучение без потери года. Ведь психологическое состояние гораздо важнее, чем знание лишнего параграфа. Академические упущения со временем устраняются: сначала мы готовим ребенка к школе по ускоренной программе, затем он начинает учиться, что-то улавливает во время школьных уроков, а что-то во время домашних занятий с родителями или репетиторами. Обучение с потерей класса чревато новыми проблемами, и лучше этого избежать.
– Можно ли ребенка после реабилитации считать выздоровевшим?
Анастасия Балакирева: Само понятие здоровья очень относительно. Для нас самое главное – насколько адаптирован ребенок с бытовой, социальной и психологической точек зрения, насколько он жизнерадостен, получает ли удовольствие от жизни и от общения. Если да – значит, у нас все получилось и ребенок здоров.
– Следите ли вы за состоянием детей, прошедших у вас реабилитацию?
Анастасия Балакирева: Да, мы стараемся поддерживать связь с семьями и интересуемся их жизнью. Мы всегда готовы ответить на вопросы, возникающие у самого ребенка и его родителей, и с радостью включаемся в процесс дальнейшего восстановления. Во время процесса реабилитации, борьбы с последствиями тяжелой болезни мы становимся близки, поэтому, даже не встречаясь по делу, все равно делимся новостями и переживаниями, поздравляем друг друга с праздниками.
* * *
Благотворительный Фонд Константина Хабенского с апреля 2008 года помогает детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга вовремя получать всю необходимую медицинскую помощь и скорее возвращаться к полноценной жизни. Больше информации – на сайте www.bfkh.ru.
Источник
Медицинский эксперт статьи
х
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Кефалогематома у новорожденного – это скопление крови на голове в пределах кости, что возникает у ребенка из-за особенностей самого процесса рождения. Это очень частая патология на сегодняшний день из-за повышения количества осложненных родов. Особенностью кефалогематомы является индивидуальный подход к лечению, который должна знать каждая мама.
[1], [2], [3], [4]
Код по МКБ-10
P12.0 Кефалогематома при родовой травме
Эпидемиология
Статистика рождения деток с кефалогематомами говорит о том, что на 200 новорожденных деток один имеет данную проблему. В 45% случаев кефалогематома сочетается с родовой опухолью. У здоровых доношенных деток с кефалогематомой более 67% случаев патологических родов. Что касается недоношенных, то около 15% таких новорожденных имеют кефалогематому, не зависимо от хода самих родов.
[5], [6], [7], [8], [9]
Причины кефалогематомы у новорожденного
Чтобы разобраться в причинах кефалогематомы нужно знать, что заключается в данном понятии. Это скопление крови, которая со временем сгущается, в пределах одной кости под надкостницей. Очень важно, что кровь скапливается именно в пределах кости, а не распространяется далее.
Каковы же причины кефалогематомы на голове у новорожденного? Главной причиной образования любой гематомы является внешнее воздействие в виде удара или физического влияния. Поэтому причиной образования кефалогематом чаще всего являются осложненные роды. Но здесь не обязательно речь идет о вмешательстве докторов во время родов, а скорее наоборот – отсутствие активной тактики ведения родов может привести не только к образованию кефалогематомы, но и других осложнений.
Причиной образования кефалогематомы можно считать патологию строения таза, при которых могут быть травмы или неправильные повороты ребенка. Часто гематомы наблюдаются в случае применения акушерских щипцов или простой экстракции плода.
Даже без отсутствия явной причины могут наблюдаться кефалогематомы из-за простой слабости сосудистой стенки. Наиболее часто такая патология случается у недоношенных деток. Это связано с тем, что строение кости имеет свои особенности – сильно развит герминативный матрикс, который очень легко травмируется. Поэтому даже при нормальных родах у недоношенного ребенка может формироваться кефалогематома.
[10], [11]
Факторы риска
Исходя из данных причин, нужно выделить факторы риска развития кефалогематомы. К ним можно отнести патологическую беременность, осложненные роды, вмешательства в родах, а также рождение недоношенного ребенка. Все это является потенциальной угрозой для развития такой патологии.
[12], [13], [14]
Патогенез
Патогенез образования кефалогематомы заключается в разрыве кровеносных сосудов, которые снабжают кость, и кровь может свободно вытекать под надкостницу. Это и сопровождается образованием гематомы в пределах той кости, где произошел разрыв сосудов. Такой разрыв сосудов может быть при длительной компрессии тканей головы, например при слабости родовой деятельности, когда головка малыша длительное время находится в одной плоскости таза. Это нарушает нормальный отток крови и при дальнейшем движении плода может происходить кровоизлияние под надкостницу.
[15], [16], [17], [18]
Симптомы кефалогематомы у новорожденного
Первые признаки кефалогематомы появляются после рождения, и они очень объективны. Даже мама может увидеть асимметрию головы ребенка из-за опухоли разных размеров. Такая асимметрия может быть разной и зависит от места расположения кровоизлияния. Чаще всего можно увидеть кефалогематому левой или правой теменной области у новорожденного, иногда затылочной, поскольку эти места наиболее поддаются компрессии при рождении. Симптомы кефалогематомы характеризуются наличием опухоли четких размеров, соответствующей размеру кости. Такая опухоль слегка флюктуирует при нажатии, может быть синего цвета. На общее состояние ребенка она не влияет и может спокойно переноситься ребенком. Единственным неприятным симптомом можно считать асимметрию головки ребенка.
[19], [20]
Стадии
Стадии развития кефалогематомы не отличаются от таковых гематом, расположенных в другом месте. Естественно, что длительность каждой стадии зависит от количества крови, которое находится в тканях. В начале развития кефалогематома является скоплением жидкой крови, которая вылилась в окружающие ткани. Далее спустя несколько часов кровь начинает постепенно сгущаться. Тогда симптома «флюктуации» уже не будет. Со временем такая кровь постепенно рассасывается и гематома проходит. Как же рассасывается кефалогематома у новорожденных? Процесс начинается с центра таким образом, что по краям образовывается маленький валик из крови, которая еще не полностью лизировалась. При этом кровь распадается на свои составные и образовывается билирубин, что может вызывать у ребенка транзиторную желтуху. Поэтому одним из симптомов кефалогематомы у новорожденного может быть появление желтухи на момент рассасывания ее. Как правило, она не должна превышать физиологических границ, но если кефалогематома очень больших размеров, то нужно внимательно следить за состоянием ребенка.
[21], [22], [23], [24]
Осложнения и последствия
Опасна ли кефалогематома новорожденных? Говорить однозначно сложно. Но симптомы небольшой кефалогематомы не приносят ребенку никакого вреда, не нарушает питание ребенка, не болит, не поднимается температура тела. Но если гематомы значительных размеров, то уже тогда есть риск появления осложнений. Наиболее частые осложнения могут развиваться при значительных гематомах, когда объем крови внушительный. При этом у новорожденного может развиваться анемия с дальнейшей тяжелой желтухой.
Одним из последствий также можно считать оссификацию кефалогематомы у новорожденных. Это может происходить, когда не вся кровь полностью рассасывается и по краям образуется костный валик. Он может быть небольших размеров и может не вызывать никаких опасений. Единственное, может быть косметический дефект у мальчиков, и то чаще он проходит с ростом костей черепа. Одним из частых осложнений также может быть инфицирование с развитием септических состояний. Это может быть при оперативном вмешательстве в виде пункции. Поэтому последствия и осложнения кефалогематомы напрямую зависят от ее размеров и тактики лечения.
[25]
Диагностика кефалогематомы у новорожденного
Диагностика кефалогематомы у новорожденных не имеет трудностей, поскольку визуально это весьма четкая картина и это один из немногих диагнозов, который можно увидеть. Главная роль здесь принадлежит дифференциальной диагностике. Но не смотря на это, при больших размерах кефалогематомы есть необходимость в контроле состояния ребенка. При выраженной желтухе нужно провести анализы с определением уровня билирубина крови.
Инструментальная диагностика должна проводиться для исключения осложнений и уточнения диагноза. Ультразвуковая диагностика позволяет определить расположение гематомы, а также точно определить количество крови. В динамике можно смотреть, как происходит рассасывание и необходимость активного лечения патологии.
Если ребенок недоношенный и имеет кефалогематому, то рекомендуется также провести ультрасонографию головного мозга для оценки состояния нервной системы.
[26], [27]
Дифференциальная диагностика
Кефалогематома относится к внечерепным кровоизлияниям, поэтому необходимо проводить дифференциальную диагностику с другими подобными патологиями – подапоневротической гематомой и родовой опухолью.
Подапоневротическая гематома – это скопление крови в пространстве между надкостницей и апоневрозом сухожильного шлема. Такая опухоль имеет огромные размеры и рапсологается от бровей до затылка. А главной дифференциальной особенностью кефалогематомы является расположение ее в пределах одной кости.
Родовая опухоль – это отек мягких тканей черепа без кровоизлияния. Это происходит при длительном стоянии плода в одной плоскости, что нарушает отток венозной крови от головы и вызывает такой отек. Поэтому отличительной особенностью родовой опухоли является соответствие ее предлежанию ребенка. Она проходит быстрее, чем кефалогематома и нет никакой флюктуации.
[28], [29], [30], [31]
Лечение кефалогематомы у новорожденного
Подходы к лечению кефалогематомы очень разные и на сегодняшний день нет единой тактики лечения патологии. Разные клиники имеют разный опыт и свой подход к этой проблеме, поэтому лечение может отличаться. И сказать, что одна тактика лучше другой нельзя, так как разные случаи отличаются между собой.
Консервативное лечение кефалогематомы предусматривает только наблюдение за опухолью не зависимо от ее размера. Это объясняется тем, что дополнительное внешнее вмешательство всегда повышает риск внешнего инфицирования. Поэтому некоторые доктора наблюдают за гематомой до ее полного рассасывания. При этом контролируется состояние ребенка, анализы, степень желтухи и другие проявления.
Есть тактика лечения, при которой наблюдению подлежит только небольшая гематома, а если ее размеры значительны, то скорость самостоятельного рассасывания ее очень маленькая. Поэтому предлагают хирургическое лечение. При этом пункция кефалогематомы у новорожденного используется наиболее часто. Это позволяет отсосать большее количество крови, а что останется самостоятельно может разрешиться. При этом должны использоваться все условия для минимизации внешнего инфицирования.
Удаление кефалогематомы у новорожденных может использоваться при скоплении большого количества крови, которое уже частично свернулось и не может самостоятельно рассосаться. Иногда бывает очень большой сгусток, который нельзя никак вылечить, кроме активного хирургического вмешательства.
Лекарства в лечении кефалогематомы не имеют доказательной базы в отношении их эффективности. Можно сказать, что сам организм ребенка может лучше и быстрее справиться с кефалогематомой любого размера, чем внешние факторы. Но тем не менее, используют разные мази, крема, гели для улучшения кровообращения и более активного рассасывания гематомы. Троксевазин при кефалогематоме у новорожденных используется весьма часто, как средство для местного применения. Он улучшает местное кровообращение, отток лимфы, что ускоряет процесс рассасывания остатков опухоли.
Но в любом случае, при выборе тактики лечения кефалогематомы мама должна проконсультироваться с доктором. Нужно уточнить все варианты лечения, которые предлагает доктор в данном случае и поговорить о возможных последствиях. Решают все равно родители, но они должны знать обо всех нюансах и возможностях лечения такого состояния у ребенка.
Профилактика
Профилактика кефалогематомы сложное задание, поскольку очень сложно предсказать такую патологию. Но учитывая, что это встречается у мам с осложненной беременностью и родами, а также у недоношенных деток, то главным методом профилактики можно считать нормальную беременность. Мама с папой должны беречь свое здоровье, помня о здоровье их будущих деток.
[32], [33], [34], [35], [36]
Прогноз
Прогноз благоприятного разрешения кефалогематомы положительный, поскольку патология не часто имеет осложнения.
Кефалогематома у новорожденного не обязательно связана с неправильно проведенными родами доктором. Это состояние может развиваться и у здорового малыша, поэтом уе стоит паниковать. Выжидательная тактика с минимизацией внешних вмешательств считается наиболее приемлемым методом лечения кефалогематом.
[37], [38], [39]
Источник