Отек бедер у новорожденного

Если у ребенка на теле вы обнаружили небольшую припухлость или отек можно думать о следующих состояниях: воспаление, травма, киста. При воспалении припухшая область имеет розовый или красный цвет, на ощупь теплее, чем окружающие ткани, болезненная при дотрагивании. Отек после травмы может быть обычного цвета теплее или прохладнее окружающих тканей, возможно проявление синяка через некоторое время. Иногда при повышенной чувствительности к какому-либо виду пищи, холоду или другим факторам на коже быстро развиваются отечные зоны с четкими границами – такие отеки называются ангионевротическими. Они часто сопровождаются крапивницей (см. Аллергические реакции), что является еще одним указанием на аллергическую природу состояния. Припухлость кожи может быть связана с увеличением лимфатических узлов (см. Увеличение лимфатических узлов). Общий отек конечности или туловища может свидетельствовать об аллергической реакции или заболевании почек.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ВРАЧА
Обратитесь к врачу, если припухлость:
- не проходит, растет или возникла без видимой причины
- горячая на ощупь, болезненная
ВНИМАНИЕ!
Если припухлость возникла без видимой причины, обратитесь к врачу. В любом случае лучше перестраховаться.
ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС | ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА | ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ |
На коже имеется одно или несколько болезненных приподнимающихся образований с белым центром? | Фурункулы (воспаление волосяных фолликулов) | Не пытайтесь вскрыть фурункул, сдавливая или прокалывая его, – это может привести к распространению инфекции. Часто промывайте область вокруг фурункула водой с мылом (не сам фурункул!). Когда фурункул вскроется, наложите бактерицидный пластырь. Если улучшения нет или образуются новые фурункулы, обратитесь к детскому врачу (или дерматологу): возможно, потребуется местное лечение и прием антибиотиков. |
У ребенка на коже несколько безболезненных выступающих образований с грубой поверхностью? | Бородавки | Бородавки вызываются вирусами, часто они проходят без лечения. Бородавки, являющиеся косметическим дефектом, а также те, которые часто травмируются, можно удалить. Проконсультируйтесь с детским врачом (или дерматологом) |
У ребенка мягкая безболезненная припухлость в паху? Она исчезает при легком надавливании? | Паховая грыжа | Обратитесь к педиатру. При необходимости он направит вас к детскому хирургу |
У мальчика мягкая безболезненная припухлость мошонки с одной стороны? Одно яичко выглядит значительно больше другого? Отек уменьшается, когда ребенок ложится? | Грыжа; водянка яичка | Запишитесь на прием к педиатру. Он определит, нет ли водянки – врожденного состояния, при котором происходит накопление жидкости в мошонке. Если у ребенка грыжа, педиатр при необходимости направит вас к детскому хирургу |
У ребенка на коже подошвы выступающее образование? Оно слабоболезненно при ходьбе? | Подошвенная бородавка | Обратитесь за советом к педиатру. При необходимости он порекомендует лечение |
У ребенка множество припухлостей красного цвета в области голеней? Он отрицает травму? Он недавно перенес какую-либо инфекцию или принимает лекарства? | Узловатая эритема | Сходите на прием к педиатру. При необходимости он назначит обследование и лечение |
Ребенок жалуется на болезненность и припухлость в области кости? | Инфекция; другое заболевание, требующее диагностики и лечения | Немедленно обратитесь к педиатру. Обеспечьте покой больной конечности. |
ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ
Припухлость в области запястья
Иногда у детей под кожей запястья сверху появляются кисты, содержащие жидкость. Это происходит так: синовиальная жидкость – «смазка», имеющаяся внутри сустава, – просачивается через поврежденную капсулу сустава и скапливается в сухожильной оболочке. Чаще всего это случается в области лучезапястного сустава. Возникают при повышенной нагрузке на сустав, например, когда ребенок неправильно держит ручку, много пишет. Как правило, такие кисты безболезненны и не опасны. Они постепенно исчезают без лечения. Однако если киста у ребенка большая, болит или мешает нормальной работе руки, может потребоваться лечение. В последнем случае делают небольшую операцию – удаляют кисту и закрывают «течь». Не занимайтесь самолечением.
Твердое гладкое выступающее образование размером обычно с орех арахиса, непосредственно под кожей. Чаще всего образуется на тыльной поверхности лучезапястного сустава, но бывает также на лодыжке или пальце.
Цены на прием педиатров:
Педиатры:
Полный список симптомов (более 70), при которых требуется помощь детского врача, можно посмотреть здесь.
Изложенные в справочнике материалы носят рекомендательный характер и не заменяют собой консультацию у врача!
Записаться на прием или вызвать детского врача на дом можно по телефонам Центра в Москве:
+7(495) 229-44-10, +7(495) 954-00-46
Источник
04 Фев
Дисплазия тазобедренных суставов у грудничков
Posted at 16:50h in Статьи по педиатрии by admin
ДТС – это часто встречающееся заболевание опорно-двигательного аппарата. Суть его состоит в неправильном взаиморасположении элементов тазобедренного сустава (суставная впадина, головка бедренной кости, суставная капсула, связочный аппарат), в зависимости от степени смещения головки бедренной кости в вертлужной впадине различают вывих, подвывих или предвывих бедра.
Тазобедренный сустав новорождённого даже в норме является незрелой биомеханической структурой: его суставная впадина уплощена, она расположена более вертикально, в сравнении с «взрослым суставом», связки сустава избыточно эластичные. Бедренная головка удерживается в суставной впадине за счёт напряжения суставной капсулы, собственной связки (круглой связки тазобедренного сустава). Смещению бедренной кости вверх препятствует хрящевая пластинка вертлужной впадины, которая называется «лимбус» (вертлужная губа – labrum – [лат.] губа, край). При дисплазии существенно изменяется форма, взаимоотношение и размеры всех структур тазобедренного сустава.
Развитие тазобедренного сустава происходит в процессе тесного взаимодействия головки бедра и вертлужной впадины. Распределение нагрузки на костные структуры определяет форму и головки бедра и вертлужной впадины, а также геометрию сустава в целом.
До первой половины прошлого столетия учитывали только тяжёлую форму дисплазии (врождённый вывих бедра). В те годы «лёгкие формы» дисплазии не выявляли и не лечили. С 70-х – 90 гг. применяют термин «дисплазия тазобедренного сустава», понимая под этим не только вывих, но и предвывих и подвывих тазобедренного сустава. Следует отметить, что отсутствие четких стандартов и опасение пропустить тяжёлую ортопедическую патологию является причиной гипердиагностики. Дилемма «незрелый тазобедренный сустав и предвывих» обычно решается в пользу дисплазии, что увеличивает цифры заболеваемости.
Группа риска по ДТБ являются:
– наличие дисплазии суставов у родителей (наследственный фактор)
– тазовое предлежание плода
– крупный плод
– патология беременности.
Можно выделить несколько клинических симптомов ДТС:
– асимметрия кожных складок
– ограничение отведения бедра
– укорочение бедра
– симптом щелчка (или соскальзывания)
Прежде всего обращают внимания на симметричность кожных складок бедра (но нужно иметь в виду то, что при двусторонней патологии этот признак может быть и не виден). Асимметрия кожных складок (диагностическое значение имеют: ягодичные, подколенные и паховые складки) более информативна у детей старше 2-3-х месячного возраста. Кожные складки при врождённом вывихе бедра располагаются на разных уровнях, отличаются глубиной и формой. На стороне подвывиха или вывиха они глубже и их больше.
Основной признак дисплазии тазобедренного сустава – это ограничение пассивного отведения бёдер: ребёнок лежит на спине, согните его ножки в тазобедренных и коленных суставах под прямым углом и мягко разведите его бёдра в стороны, пассивное отведение ограничено со стороны поражения сустава. Иногда, когда ребёнок не даёт отвести бёдра в положении на спине, легко определить ограничение движения в положении ребёнка на животе при сгибании ног, как при ползании.
Диагноз «дисплазия тазобедренного сустава» ставят прежде всего на основании клинических признаков, результатов ультразвукового исследования и рентгенодиагностики. Ультразвуковое и рентгенологическое исследование – информативные и чрезвычайно важные методы диагностики, но являются вторичными по отношению к клиническим методам.
Своевременно заподозрить или поставить диагноз должен врач-ортопед при осмотре новорождённых в родильном доме. Далее больные дети и дети группы риска наблюдаются ортопедом по месту жительства. Всем пациентам и деткам из группы риска назначается ортопедическое лечение, которое продолжается до уточнения окончательного диагноза.
Прохождение грамотно подобранного курса лечения в самом раннем возрасте стимулирует дальнейшее правильное развитие сустава – когда мышцы работают правильно, сустав находится в нужном положении. ЛФК при врожденном вывихе бедра с применением современных методик в комплексе с массажем и физиотерапией способны вернуть ножке полноценную подвижность, и проблемы уйдут раз и навсегда.
Гораздо легче проходит лечение дисплазии тазобедренного сустава у грудничков, поскольку у них еще идет процесс формирования суставов. С возрастом ткани в этой области становятся плотнее, жестче – и коррекция осложняется и затягивается. Кроме того, с течением времени организм приспосабливается к наличию такого дефекта, и возникает множество дополнительных нарушений в организме, которые тоже нужно корректировать отдельно.
Основными принципами лечения ДТС являются: раннее начало, применение ортопедических средств для длительного удержания ножек в положении отведения и сгибания (различные виды подушек, штанишек, стремян, шин, аппаратов и других приспособлений), лечебный массаж и гимнастика (активные движения в тазобедренных суставах в пределах дозволенного диапазона). Носить малыша следует, поддерживая его одной рукой за спинку, другой – под ягодицы. При этом ребенок должен своими широко расставленными ножками как бы обнимать туловище взрослого. Не стоит носить ребенка «верхом» на боку у взрослого, т.к. в таком положении туловище ребенка располагается асимметрично.
Массаж и лечебная гимнастика проводятся на основе общеукрепляющего комплекса, соответствующего возрасту и развитию ребёнка, но только с разрешения врача-ортопеда. Особенности массажа – применяют более тщательный и дифференцированный массаж поясничной области, ягодиц, области тазобедренного сустава, массаж чередуется с упражнениями лечебной гимнастики. В положении ребёнка на спине проводится массаж передненаружных поверхностей ног (поглаживание и растирание) в сочетании с приёмами расслабления приводящих мышц бедра, сгибание ног ребёнка в коленных и тазобедренных суставах и мягкое пластичное разведение бёдер. Не следует допускать резких движений, чтобы не вызвать боли при рефлекторном сокращении приводящих мышц бедра и негативной реакции ребёнка на процедуру, поэтому для расслабления приводящих мышц бёдер делают точечный массаж (расслабляющий метод) с одновременным отведением ноги. Расслабление приводящих мышц бёдер ребёнка (перед их разведением) достигается также вибрационным массажем бёдер, покачиванием таза ребёнка, лежащего на опоре, на весу. Вращение бедра по его оси внутрь проводится также в положении ребёнка на спине: одной рукой зафиксируйте тазобедренный сустав, ладонью другой руки мягко обхватите ножку ниже колена ребёнка и, слегка надавливая на нее, постепенно производите вращение бедра по его оси вовнутрь. Этим упражнением достигается мягкое давление головки бедренной кости на суставную (вертлужную) впадину. В положении ребёнка на животе сделайте поглаживание и растирание задненаружных поверхностей ног, после чего поочерёдно отведите согнутые ноги малыша в стороны (как при ползании), фиксируя его таз, затем согните обе ножки, одновременно разводя колени в стороны.
Временно, до разрешения ортопеда, нельзя делать упражнения в рефлекторной ходьбе, «подтанцовывание», приседания. Переводить ребёнка в положение на корточках, стоя, невыполнение этого условия приводит к ещё большим деформациям тазобедренного сустава. Рефлекторная ходьба возможна во время купания, так как в воде тело ребёнка значительно легче и, следовательно, осевая нагрузка на тазобедренный сустав меньше. Для тренировки опорной функции стоп рекомендуются упражнения в положении ребёнка лёжа на животе и спине, на мяче, опору для стоп создают рукой или мячом. Очень полезно упражнение ладушки стопами, которое должно стать любимой игрой вашего малыша. Приёмы лечебной гимнастики следует повторять при каждом пеленании по 10-15 раз, при лечении ребёнка в ортопедических шинах массаж и упражнения проводятся в объёме, допускаемом укладкой.
Примерное занятие при дисплазии тазобедренного сустава с ребёнком в возрасте от двух недель до трёх месяцев:
Исходное положение: ребёнок лежит на спине:
- Общий поглаживающий массаж рук и ног.
- Поглаживание живота- исходное положение: Ребёнок лежит на животе.
- Выкладывание на живот с разведёнными ногами.
- Поглаживание спины.
- Массаж поясничной области.
- Массаж ягодичных мышц, области тазобедренных суставов.
- Массаж задненаружной поверхности ног.
- Отведение согнутых ног в стороны (как при ползании).
- парение – исходное положение: ребёнок лежит на спине.
- Массаж передненаружной поверхности ног.
- Разведение согнутых ног.
- Вращение бедра вовнутрь.
- Массаж стоп.
- Рефлекторные упражнения для стоп.
- Упражнения на мяче.
Все выше описанные манипуляции должен делать только человек с медицинским образованием, имеющий соответствующую специализацию. Только специалист знает особенности организма грудничка и умеет давать суставам и мышцам крохи именно ту нагрузку, которая требуется. Он хорошо понимает, какую мышцу нужно расслабить, а какую заставить работать, чтобы вывих не усугублялся в результате движения этих мышц в повседневной жизни.
Кроме того, большое значение имеет практический навык массажа в игровой форме – малыши легко переносят любые манипуляции с ножками и ручками только при условии, что им интересно, весело и приятно.
В нашем медицинском цетре все специалисты по массажу имеют большой опыт в лечении дисплазии тазобедренных суставов у грудничков. Они хорошо подготовлены к работе с маленькими пациентами, умеют развеселить и отвлечь. Поэтому Ваша кроха не только избавится от проблем со здоровьем, но и весело проведет время за игрой. Прогноз заболевания является относительно благоприятным при раннем диагностировании и своевременно начатом лечении.
Статью подготовила медсестра по массажу 1 категории
Касинич Галина Вячеславовна
Источник
У молодых родителей всегда много вопросов по поводу развития их ребенка. Мы задали самые часто встречающиеся вопросы травматологу-ортопеду «ЕвроМед клиники» Дмитрию Олеговичу Сагдееву.
– Маленького ребенка рекомендуют довольно часто показывать врачу-ортопеду: в месяц, в три месяца, в шесть месяцев, в год… С чем это связано, что именно оценивает ортопед?
– Ортопед смотрит, как развивается опорно-двигательная система ребенка в периоды его активного развития, чтобы вовремя заметить возможные отклонения в ее развитии и скорректировать их. На раннем сроке – в месяц – делаем УЗИ тазобедренных суставов, чтобы не пропустить какую-либо врожденную патологию. В три-четыре месяца УЗИ повторяем для контроля, чтобы увидеть динамику развития сустава.
По результатам ультразвукового исследования врач может заподозрить нарушения формирования и динамики развития тазобедренного сустава.
Врач ультразвуковой диагностики оценивает формирование сустав по специальной шкале (шкале Графа), и далее уже ортопед определяет, требуются ли коррекция лечебной гимнастикой, нужны ли какие-либо физиопроцедуры и т.д.
Чем раньше будут выявлены отклонения в развитии ребенка, тем эффективнее будет лечение.
Примерно в шесть месяцев ребенок начинает садиться, потом он будет вставать, пойдет, и важно знать, как у него сформирован тазобедренный сустав и, если есть нарушения, успеть исправить их до этого момента.
Дисплазия тазобедренного сустава – это нарушение формирования тазобедренного сустава, которое в тяжелых формах приводит к формированию подвывиха или вывиха головки бедренной кости.
– При обнаружении дисплазии тазобедренного сустава обычно назначают ношение ортопедических конструкций: подушки Фрейка, шины Виленского и т. п. Выглядят они довольно пугающе, и родители боятся, что ребенку будет в них некомфортно.
– Ребенок не будет испытывать дискомфорт. У него еще нет устойчивого понимания, в каком положении должны находиться его нижние конечности поэтому конструкция ему мешать не будет.
При этом, благодаря воздействию этих конструкций ноги ребенка расположены под определенным углом, и в этом положении головка бедренной кости центрируется во впадину, она находится в правильном положении, с нее снимается всякая деформирующая нагрузка, что позволяет суставу правильно развиваться. Если же этого не сделать, то на головку бедренной кости будет оказываться постоянная деформирующая нагрузка, что в конечном итоге повлечет за собой подвывих и вывих бедра. Это будет уже тяжелая степень дисплазии тазобедренного сустава.
– Помимо дисплазии, на УЗИ всегда смотрят формирование ядер окостенения в тазобедренном суставе. Почему нам так важно их правильное развитие?
– Головка бедра состоит из хрящевой ткани. Ядро окостенения находится внутри головки бедра и, постепенно увеличиваясь, оно как бы армирует ее изнутри и придает структуре стабильность при осевой нагрузке. При отсутствии ядра окостенения любая осевая нагрузка на бедро приводит к его деформации, вследствие чего может развиться подвывих и далее – вывих бедра. Соответственно, если ядро окостенения не развивается или развивается с задержкой, строго запрещены любые осевые нагрузки: стоять, а тем более – ходить нельзя.
– А сидеть можно?
– С замедленными темпами оссификации (окостенения, формирования костей) сидеть не запрещается, при условии, что нормально сформирована крыша вертлужной впадины, головка бедренной кости центрирована. Это определяется по УЗИ.
– Что влияет на формирование ядер окостенения, каким образом можно стимулировать их развитие?
– В первую очередь – активность. Поэтому мы рекомендуем заниматься с ребенком лечебной гимнастикой сразу с рождения. Маме нужно ежедневно делать с ребенком гимнастику. Причем важно, что это должна быть обычная нагрузка, так называемая статическая – когда ребенок лежит, а мама разводит его ручки и ножки. Категорически не рекомендую набирающую сейчас популярность «динамическую гимнастику» – комплекс упражнений, в котором ребенка крутят, вертят, раскачивают, вращают за руки и ноги и пр. Такие упражнения способствуют перенапряжению формирующегося мышечно-связочного аппарата ребенка, и создают высокий риск травмы: от растяжения до вывиха с разрывом связок сустава.
С 2,5 месяцев ребенку можно и даже нужно посещать бассейн. Индивидуальные занятия с тренером в воде очень полезны для развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренировки мышц, укрепления иммунитета.
Как вспомогательная процедура полезен массаж.
Также необходим витамин Д, он стимулирует развитие костной ткани. Витамин Д рекомендуется давать практически всем детям до двух лет, а некоторым – и позже. Этот вопрос решается совместно педиатром и ортопедом, врачи подбирают дозировку препарата и длительность его приема. В нашем регионе мало солнечного света, что провоцирует дефицит витамина Д практически у всех детей, что приводит к рахиту. В Сибири у большинства детей, не принимающих витамин Д, присутствуют в той или иной степени проявления рахита.
При наличии показаний врач может назначить физиолечение: магнитотерапию, электрофорез, аппликации с полиминеральными грязевыми салфетками. Это эффективные методики, проверенные временем.
– Врачи говорят, что ребенка нельзя сажать до того, как он сядет сам, ставить, стимулировать на раннее стояние, хождение. С чем это связано?
– Это связано с тем, что у маленького ребенка опорно-двигательная система еще незрелая, и она, и центральная нервная система не готовы к активным осевым нагрузкам. Если мы начинаем ребенка активно вертикализировать, стимулировать его на то, чтобы он сидел, стоял, это может привести к деформации позвоночника, нарушению формирования суставов. На старте они должны развиваться без осевых нагрузок, так заложено природой. Системы, и, в первую очередь, – центральная нервная система, должны созреть, чтобы сигнал от мозга от, так сказать, «центрального компьютера» на периферию доходил неискаженным и ответ, от периферии к центру, тоже был адекватным. Не надо торопиться. Когда эти структуры будут готовы, ребенок сам и сядет, и поползет, и встанет.
– Какие существуют возрастные нормы, когда ребенок садится, встает?
– Определенные нормы, действительно, есть, но не надо слишком акцентировать на них свое внимание. Каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе, не надо подгонять всех под один стандарт. Чтобы оценить его развитие, нужно учитывать множество разных обстоятельств, начиная от особенностей течения беременности и рождения ребенка. Сроки и нормы нужны, я думаю, больше врачам, чтобы адекватно оценить, правильно ли развивается ребенок или нет, и, если есть задержка, вовремя это увидеть и помочь малышу.
Садиться дети начинают примерно в полгода, ползать – в 7-8 месяцев. Классическое развитие: ребенок сначала сел, потом пополз, потом начинает вставать, передвигаться с опорой. Потом, когда почувствовал, что готов, отрывается от опоры и делает первые самостоятельные шаги. Это происходит тогда, когда созрел опорно-двигательный аппарат, адаптировались центральная нервная система, вестибулярный аппарат. И все эти системы научились корректно работать вместе.
Некоторые дети начинают ползать раньше, чем садиться, кто-то – встанет раньше, чем поползет. Бывает, что вообще не ползает ребенок, а сразу встал и пошел. Все это особенности индивидуального развития.
– Чем плохи такие приспособления, как ходунки, позволяющие ребенку «пойти» намного раньше, развлекающие его?
– Ходунки сбивают «программу» правильного взаимодействия между центральной нервной системы, вестибулярным аппаратом и опорно-двигательным аппаратом. В ходунках ребенок занимает неестественное положение, он же не делает в них полноценный шаг, а просто висит, отталкивается носочками и передвигается в пространстве. Его мозг и мышцы запоминают эту некорректную программу вертикального положения и передвижения, и впоследствии, когда ребенок пытается начать ходить уже без ходунков, у него срабатывают эти некорректные установки, включаются не те группы мышц, которые должны его удерживать в вертикальном положении, и ребенок падает. После ходунков ребенку очень сложно удерживать равновесие самостоятельно, впоследствии достаточно трудно это скорректировать.
– Еще одна проблема, связанная с тем, что ребенка начали ставить до того, как он был готов, – плоскостопие. Верно?
– Плоскостопие бывает врожденным и функциональным (приобретенным).
Если ребенка ставят слишком рано, у него может развиться неправильная установка стопы. И нередко в результате врачи ставят диагноз плоско-вальгусной деформации стоп. Эта плоско-вальгусная установка стоп обычно не патологическая. На осмотре доктор определяет, подвижная или ригидная (малоподвижная) стопа, и, если стопа подвижная, легко выводится в положение коррекции, тогда мы не говорим о деформации, это просто неправильная установка, которая корректируется лечебной гимнастикой, правильным распределением нагрузок.
Все эти установки, на которые жалуются мамы: загребание носками, кажущееся искривление конечностей, – это следствие перехода ребенка из горизонтального положения в вертикальное и приспособления его к прямохождению. Во время внутриутробного периода развития плод плотно «упакован» внутри матки: руки прижаты к телу, а ноги сложены довольно неестественным для человека образом – стопы повернуты внутрь, кости голени и бедра тоже скручены внутрь, а бедра в тазобедренных суставах, наоборот, максимально разворачиваются наружу. Когда малыш только учится стоять, неправильное положение стоп незаметно, поскольку, разворот его ножек в тазобедренных суставах и скручивание костей бедер и голеней произошло в противоположных направлениях – то есть они скомпенсировали друг друга, и стопы встают как бы прямо. Потом начинает изменяться соотношение в тазобедренном суставе – головка бедра центрируется, и это происходит немного быстрее, чем изменение ротации костей голеней. И в этот период родители замечают «косолапость» и начинают переживать. Но на самом деле, в большинстве случаев, это абсолютно нормальный этап развития, и паниковать, что ребенок как-то ходит неровно, не так ногу ставит, не нужно. Природа умна, она предусмотрела весь механизм развития нижних конечностей, и вмешиваться в этот процесс не стоит. Разумеется, если вас это беспокоит, то имеет смысл обратиться к врачу, чтобы он определил, эти изменения физиологичные или патологические. Если патология – лечим, если физиология – лечить не нужно.
Для профилактики неправильной установки стопы необходима пассивная лечебная гимнастика, выбор правильного ортопедического режима.
Маленький ребенок еще не может активно выполнять прямые пожелания родителей и заниматься гимнастикой сам, поэтому на этом этапе рекомендуется пассивное воздействие: хождение босиком по неровным поверхностям, по траве, по песку, по камешкам (разумеется, следим, чтобы ребенок не травмировался, чтобы поверхности были безопасные). По мере взросления ребенка (примерно после трех лет) переходим к активным занятиям лечебной физкультурой в игровой форме. Например, умываться бежим на пяточках, завтракать – на носочках, в спальню идем, как пингвинчик, мультики смотреть, как мишка. Старайтесь, чтобы ребенку было интересно этим заниматься, и тогда он привыкнет и с удовольствием будет выполнять упражнения сам.
Важен для правильной установки стопы и подбор обуви. Обувь должна быть легкая, с эластичной подошвой, супинатором – выложенным сводом. Если свод на подошве выложен, никаких дополнительных стелек не надо (если врач не прописал). Высота башмачка – до лодыжки (высокие берцы покупать не надо), чтобы голеностоп свободно работал, и могли правильно развиваться короткие мышцы голени – те самые, которые удерживают поперечный и продольный свод стопы.
Для ребенка, начинающего ходить, оптимально, чтобы в обуви были закрытые пяточка и носок – так защищаются пальцы ног от возможных травм, если ребенок запнется.
– Настоящее плоскостопие лечится иначе?
– Да, «настоящее» плоскостопие гимнастикой не вылечить. Если это врожденное плоскостопие, то оно лечится довольно сложно и многоэтапно. Существует множество хирургических методик, которые врач подбирает в зависимости от тяжести случая и его особенностей. Лечение начинается с этапных гипсовых повязок. Есть малоинвазивные оперативные пособия на сухожильно-связочном аппарате с последующим использованием специальных приспособлений – брейсов. Также есть различные оперативные пособия, связанные с вмешательством на суставах стопы, направленные на коррекцию соотношения костей стопы и устранением плоско-вальгусной деформации.
– Почему надо лечить плоскостопие и косолапость?
– Потому что эти нарушения ведут за собой деформацию всего скелета. Снизу вверх, как снежный ком, идут нарушения. Неправильная опора приводит к неправильной установке бедра, изменяется положение таза, страдают коленные суставы, получающие измененную нагрузку. Чтобы выровнять нагрузку на коленный сустав начинает ротироваться бедро, пытаясь вывести какое-то опорное положение. Бедро развернулось, начало вывихиваться из тазобедренного сустава. Чтобы ему не дать вывихнуться, наклонился таз. Наклонился таз – изменился угол наклона позвоночника. Соответственно, изогнулся позвоночник, чтобы голову оставить ровно. В результате: грубые нарушения походки и всего опорно-двигательного аппарата, сколиотические деформации со стороны позвоночника. Угрозы жизни эти состояния не представляют, но качество жизни у человека с ортопедическими проблемами очень сильно страдает.
– Еще один очень частый диагноз, который ставят новорожденным детям, – кривошея. Насколько это серьезная патология?
– Многим детям ставят диагноз «нейрогенная функциональная кривошея», часто ставят подвывих первого шейного позвонка (С1). Чаще всего, это функциональное нарушение, которое проходит самостоятельно при минимальном нашем вмешательстве, и оно не несет никакой угрозы здоровью ребенку.
Дети с функциональной кривошеей наблюдаются совместно неврологом и ортопедом, обычно корригирующей укладки, ортопедической подушки и мягкого фиксирующего воротничка бывает достаточно для того, чтобы эта ситуация разрешилась без всяких осложнений.
Функциональную кривошею важно отделить от врожденной мышечной кривошеи. При подозрении на последнюю в два месяца проводится УЗИ кивательных мышц шеи, что позволяет нам с большой дозой вероятности поставить правильный диагноз. Если при ультразвуковом исследовании выявлены какие-либо изменения в кивательной мышце, то мы начинаем проводить комплексное лечение, направленное на устранение кривошеи и восстановление функциональной способности кивательной мышцы. В лечение входит фиксация головы ортопедическим воротником, назначается курсами физиолечение, направленное на улучшение питания мышц и на восстановление их структуры. При безуспешном консервативном лечении, если деформация нарастает, то после года проводится оперативное лечение врожденной мышечной кривошеи.
При любых сомнениях, вопросах, волнениях, не бойтесь обращаться к врачу. Детский ортопед, невролог, педиатр – это специалисты, которые всегда готовы ответить на ваши вопросы и помочь вашему малышу расти здоровым.
Дополнительно
Подвывих в локтевом суставе
Очень частая травма у детей – подвывих головки лучевой кости в локтевом суставе. В локтевом суставе соединяются три кости: плечевая, локтевая и лучевая. Чтобы удерживать эти кости, существуют связки. У маленьких детей связки очень эластичные, рыхлые и легко могут соскользнуть по кости. С возрастом связки укрепляются, и подвивих уже не происходит так легко.
Эта травма случается, когда ребенка резко потянули за руку: папа покрутил, просто резко подняли ребенка за запястья (ребенка надо поднимать, поддерживая за подмышки) или даже бывает, что ведет родитель ребенка за руку, малыш поскользнулся, повис на руке – и происходит подвывих.
В момент травмы можно услышать, как щелкнул сустав. Обычно при травме ребенок испытывает кратковременную резкую боль, которая почти сразу проходит. Главным признаком травмы является то, что ребенок перестает сгибать руку в локте – дети держат травмированную руку полностью разогнутой.
Как можно быстрее после травмы ребенка надо показать врачу-травматологу, который вправит подвывих, вернет связку на место.
Когда надо обращаться к травматологу?
Дети часто падают, ударяются, травмируются тем или иным способом. Как определить, когда можно обойтись пластырем и йодом, а когда надо ехать в травмпункт?
- Любую резаную, колотую рану надо показать доктору. Не стоит заливать рану зеленкой или йодом! Так вы добавите к порезу еще и химический ожог. Не надо прикладывать к открытой ране вату – ее волокна потом крайне сложно удалить из раны. Если место травмы сильно загрязнено – промойте чистой водой. Потом закройте рану чистой тканью (стерильным бинтом, носовым платком и пр.), наложите давящую повязку и, как можно скорее, отправляйтесь в травмпункт. Врач проведет первичную хирургическую обработку раны, тщательно очистит ее (самостоятельно вам вряд ли удастся это выполнить настолько качественно), восстановит целостность всех структур и наложит повязку.
- Если на месте травмы появился заметный отек. Это может говорить о том, что это не просто ушиб, но и перелом, вывих или разрыв связок.
- Если ребенок потерял сознание, даже кратковременно. Это может говорить о черепно-мозговой травме, которая может иметь серьезные последствия.
- Если у ребенка после травмы была рвота. Рвота, тошнота, бледность также указывают на возможность черепно-мозговой травмы.
- Если ребенок ударился головой. Последствия удара головой могут быть не заметны сразу, и при этом иметь очень серьезные последствия.
- Если ребенок ударился животом. При ударе животом возможно повреждение внутренних органов и внутреннее кровотечение.
- Если ребенок упал с высоты (со стула, стола и пр.), упал с велосипеда и т.п. Бывает, что внешне никак не проявляется, а повреждены внутренние органы.
- Если ребенок беспокоится, ведет себя необычно.
Вообще – при любом сомнении лучше перестраховаться и показаться врачу. Травмы у детей – это такой вопрос, когда лучше, как говорится, перебдеть, чем недобдеть. Не надо стесняться, бояться, что вы отвлекаете врачей Скорой помощи или врачей травмпункта по пустякам. Здоровье вашего ребенка – это самое важное!
Осторожно: батут!
Батут – очень популярное у современных детей развлечение. К сожалению, это веселье может привести к серьезным проблемам. Самые частые травмы, которые дети и подростки получают на батутах – компрессионный перелом позвоночника. В последнее время случаев компрессионного перелома позвоночников стало очень много, в том числе – и у тех, кто профессионально занимается батутным спортом.
Безопасного способа нахождения на батутах нет. Ребенок, даже не упав, может сломать позвоночник, так как во время прыжков позвоночник получает очень большие осевые нагрузки. Особенно, конечно, это опасно для детей со слабым мышечным корсетом.
Источник