Если тебя есть мать и отечь

Если тебя есть мать и отечь thumbnail

Илья:
Добрый день! Читаю ваш сайт и возник вопрос: — что значит почитать отца и мать? Спасибо!

11.06.2020

Здравствуйте, Илья.
Бог призывает нас почитать отца и мать. Он настолько высоко оценивает важность почитания родителей, что включил это в Десять Заповедей (Исход 20:12) и напоминает далее в Новом Завете:

Почитать отца и мать – значит быть уважительными в словах и действиях, а также отдавать должное их положению.

Греческое слово, обозначающее почтение, значит «превозносить, ценить и дорожить». Почёт заключается в уважении не только за заслуги, но и за статус.

Например, некоторые наши сограждане могут не соглашаться с решениями Президента, но они должны уважать его статус руководителя страны. Точно так же дети всех возрастов должны почитать своих родителей, вне зависимости от того, «заслуживают» ли их родители этого, или нет.

Бог призывает нас почитать отца и мать. Он настолько высоко оценивает важность почитания родителей, что включил это в Десять Заповедей (Исход 20:12) и напоминает далее в Новом Завете:

«Дети, повинуйтесь родителям ради Господа, ведь это ваш долг.
Чти отца своего и мать — вот первая заповедь, за которой следует обещание:
тогда будет тебе хорошо, и проживешь долгую жизнь на земле»
(Эфесянам 6:1–3; тут и далее использован современный перевод Российского Библейского Общества).

Почтение родителей является единственной заповедью в Священном Писании, которая гарантирует долгую жизнь в награду. Дети, почитающие своих родителей благословенны.

18 И сказал Иеремия семье Рехавита: «Господь Всемогущий, Бог Израиля, говорит: «Вы подчинились повелению вашего предка Ионадава, вы следовали всем его поучениям, вы сделали всё, что он вам велел.
19 Поэтому Господь Всемогущий говорит: потомки Ионадава, сына Рехава, всегда будут служить Мне».
(Иер.35:18,19)

Напротив, люди с «испорченным умом» и проявляющие порочность в последние дни, охарактеризованы непослушанием родителям.

30 клевещут друг на друга и ненавидят Бога, грубы, полны гордыни, всегда похваляются перед другими, измышляют способы чинить зло, не почитают своих родителей.
(Рим.1:30)
2 Люди будут себялюбивыми, жадными, хвастливыми, заносчивыми, злоречивыми, непокорными своим родителям, недобрыми, неблагочестивыми,
(2Тим.3:2)

Соломон, мудрейший человек, призывал детей почитать своих родителей.

8 Сын мой, ты подчиняться должен поучениям твоего отца и следовать наставлениям матери твоей.
(Прит.1:8)
1 Мудрый сын внимательно слушает отца, когда тот говорит, что делать, гордец не слушает, когда его пытаются поправить.
(Прит.13:1)
17 Будет наказан любой, кто смеётся над отцом, или мать не слушает свою. Так же плохо будет ему, как если бы глаза его выклевал стервятник или дикие птицы.
(Прит.30:17)

Хотя мы можем уже не находится под их авторитетом, мы не можем «перерасти» Божью заповедь почитать своих родителей. Даже Иисус, Бог Сын, подчинялся как Своим земным родителям (Луки 2:51), так и небесному Отцу (Матфея 26:39).

Следуя примеру Христа, мы должны относиться к своим родителям с тем же почтением, как и к нашему небесному Отцу.

9 Кроме того, у всех нас были отцы по плоти, которые наказывали нас, и мы относились к ним с уважением. Разве мы не должны проявить ещё большее послушание нашему духовному Отцу?
(Евр.12:9)
6 Господь Всемогущий сказал: «Дети почитают своего отца, слуги чтят своих хозяев. Я — ваш Отец, так почему вы не почитаете Меня? Я — ваш Хозяин, так почему вы не уважаете Меня? Вы, священники, не уважаете имя Моё». Но вы говорите: «Что же мы сделали, что говорит о нашем неуважении к имени Твоему?»
(Мал.1:6)

Нам приказано почитать своих родителей, но каким образом?

Почитайте их и действиями, и отношением (Марка 7:6). Уважайте как озвученные, так и невысказанные их желания.

«Мудрость сына – от отцовских наставлений, а наглец упреков не слышит»
(Притчи 13:1).

В Евангелии от Матфея Иисус напоминает фариссеям о Божьей заповеди почитать отца и мать. Они следовали букве закона, но добавили свои собственные традиции, которые существенно исказили его. Хотя они почитали своих родителей на словах, поступки демонстрировали их истинные мотивы.

Почтение – это нечто большее, чем пустые слова. Слово «почитать» в этом стихе является глаголом и, как таковое, требует соответствующих действий.

Мы должны стремиться почитать своих родителей так, как мы стремимся принести славу Богу – своими мыслями, словами и поступками.

Для ребёнка послушание родителям идёт рука об руку с их почитанием. Это включает умение слушать, внимательность и покорность их авторитету. После того, как дети повзрослеют, послушание, которому они научились в юности, поможет им уважать другие авторитеты, как правительство, полиция и работодатели.

Тем не менее, хотя от нас требуется уважение к своим родителям, это не значит следование плохому примеру.

18 Я говорил с их детьми. Я сказал им: «Не уподобляйтесь вашим родителям, не оскверняйте себя, общаясь с грязными идолами, не подчиняйтесь их законам.
19 Я — Господь, Я Бог ваш. Подчиняйтесь Моим заповедям, следуйте Моим повелениям, делайте то, что Я вам говорю.
(Иез.20:18,19)

Если родитель указывает ребёнку совершить что-либо, противоречащее Божьим заповедям, он должен скорее слушаться Бога, чем своих родителей.

28 «Разве не дали мы вам строгое приказание не учить об Этом Человеке? Вы же, однако, заполонили Иерусалим своим учением и хотите возложить на нас вину за Его смерть».
(Деян.5:28)

ПОЧТЕНИЕ ПОРОЖДАЕТ ПОЧТЕНИЕ.

Бог не будет почитать тех, кто не выполняет Его заповедь почитать своих родителей. Если мы желаем принести Богу радость и быть благословенными, то нам следует почитать своих родителей.

Проявлять почтение нелегко, оно не всегда приносит удовольствие и, несомненно, его невозможно достичь своими собственными силами. Но почтение – это, определённо, прямой путь к нашей цели в жизни – прославлению Бога.

«Дети, во всем повинуйтесь родителям, ведь это приятно Господу»
(Колоссянам 3:20).

Вопросы читателей: https://bible-help.ru/category/voprosy-ot-chitatelya/

Источник

Источник: https://avatars.mds.yandex.net

В Библии написано:

“Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть”.
(Еф. 5:31)

Это повеление Господь дал мужчине и женщине еще в Эдемском саду. Муж и жена призваны “стать одной плотью” и создать свою семью, покинув своих родителей. Однако, в нашем обществе и родители, и дети часто неверно исполняют эту заповедь.

Что касается родителей, особенно матерей, они часто продолжают вмешиваться в семьи своих детей, особенно в кризисные моменты. Родители действуют из благих побуждений, защищая в браке своих обиженных детей, но используют, порой, неправедные методы защиты. Многие дочери приходят к своим матерям и начинают жаловаться на своих мужей.

Вместо того, чтобы воспитывать в своих детях христианский характер, родители начинают сочувствовать: за спиной осуждать зятя или сноху, которые поступают неверно или несправедливо. Родители утешают своих детей тем, что сплетничают, судят обидчика, позволяют детям уходить из семьи на время, чтобы преподнести урок зятю или снохе. Это есть прямое вмешательство родителей в чужую семью.

Да, на короткий период времени такое вмешательство может давать реальные результаты, особенно дочерям, которые нуждаются в разговоре, ласке и понимании. Но в долгосрочной перспективе такая помощь приведет только к разладу, а при постоянном вмешательстве родителей, может, и к разводу (см. диаграмму).

Такой вид, скорее, эмоционального утешения и опеки – это, прежде всего, недоверие Богу. Родители пытаются своими силами исправить ситуацию, оградить своих детей от боли и страданий, словно Бог не наблюдает за браком их детей и бездействует.

В Псалме же 59 говорится:

“Дай нам помощь Твою [Господи] против наших врагов, ибо помощь людей бесполезна”.

(Пс. 59:13. Современный перевод Библии)

Как бы не хотелось родителям помочь своим детям, они должны помнить, что главная их задача – оградить сына или дочь от злобы, обиды, мести, не прощения, разочарования в браке. Библия не указывает на то, что в брачном союзе будет всё идеально. Брак призван научить двух разных личностей состраданию, прощению, терпению и милости.

Источник цитаты: C.J. Milbrandt, On Your Marks: The Adventure Begins

Читайте также:  Отек костного мозга костей таза

Каждый из нас знает на своем опыте – мы учимся только тогда, когда наступаем на собственные грабли. Поэтому основная задача родителей – молиться за своих детей, просить Бога о мудрости для них в тяжелые времена и кризисы семейной жизни. Родители, безусловно, могут давать советы, но только те, которые не будут вредить семье, даже распадающейся. Бог сказал, что “муж прилепится к жене своей”, и не во власти родителей предпринимать шаги, чтобы эту связь разорвать, какими бы тяжелыми не казались обстоятельства.

Источник: по данным https://semeinoe-pravo.net

Многие дети также не соблюдают заповедь, и “не оставляют отца и мать свою”. Оставить – не значит забыть, перестать уделять внимание, заботиться, проводить вместе время. Оставить – значит принимать собственные решения касаемо своей новой семьи.

Многие дочери настолько привязаны к своим матерям, что живут в браке “по указке” своих матерей. А матери, в свою очередь, напоминают: “Муж твой бросит тебя и уйдет, а мама никогда тебя не предаст”. При таких отношениях с родителями иерархия в браке детей стоит под угрозой. Жена не воспринимает мужа как главу семьи. Родители, по-прежнему, остаются для нее главными советчиками. Но Библия говорит о следующем:

“Муж есть глава жены”.

(Еф. 5:23)

Родители всегда примут сторону ребенка, всегда придут на помощь, а супруг или супруга способны обижать и предавать. Это неоспоримый факт. Но Божья воля – стать мужу и жене “одной плотью” и проходить через трудности вместе. Только так семья может сплотиться, стать крепкой и нерушимой. Мужу и жене следует уповать в своих трудностях на Бога, а не исключительно на родительскую опеку, которая очень часто слепа и не знает разумных границ.

Но бывают и ситуации, когда поведение детей агрессивно, если родители начинают вмешиваться в их семьи. Чаще это касается сыновей, которые считают советы родителей неприемлемыми и даже не пытаются их выслушать. Здесь Библия указывает на то, что даже если необходимо и “отлепиться” от родителей, непозволительно проявлять к ним неуважение.

“Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе”.

(Исх. 20:12)

Итак, дети должны проходить через темные полосы, их надо отпустить, “отлепить” от себя, как бы трудным это не казалось. Родителям следует доверить своих детей и их семьи в руки Господа, помня, что Он заботится о них. Безусловно, тяжело смотреть, как твои дети падают, как их надежды рушатся, но родители должны найти в себе силы позволить им взлететь и парить в небе самостоятельно, веря что Господь будет хранить их и поддерживать на крыльях Своей безграничной любви.

“От Господа спасение праведникам, Он – защита их во время скорби”
(Пс. 36:39)

Возможно вам будет интересно:

Что означает в Библии: “И вы, отцы, не раздражайте детей ваших”

Источник

В старости многие матери и отцы недоумевают, почему у них никак не получается наладить свои отношения с выросшими детьми. Сыновья и дочери отказываются заходить в гости, приезжать в отпуск, не звонят и не пишут. Почему вы, как вам кажется, всю жизнь старались поддерживать с ними дружеские отношения, а теперь они с вами поступают так некрасиво?

Так что же вы делали не так? В чем вы виноваты? Ведь вы всю молодость «положили» на их воспитание, недосыпали ночами, лишали себя личного пространства. А может, вы просто сейчас не можете перестать играть в дочки-матери?

Психологи провели свои исследования, и теперь решили поделиться информацией о том, почему взрослые дети не хотят общаться со своими родителями. Прочитайте, чтобы не допускать таких ошибок!

1.Вы убеждены, что всегда и во всем правы

У каждого человека своя собственная точка зрения относительно той или иной ситуации. Может и у ваших детей мнение быть не таким, как ваше. Но вы продолжаете настаивать на своей правоте, ведь вы же «прожили жизнь», «старше», «мудрее» и т.д. Даже если вы на самом деле убеждены, что вы правы, не запрещайте детям иметь свою точку зрения, которая может отличаться от вашей.

2.Вы ведете себя так, будто знаете, что было в их жизни

Порой у взрослых детей за плечами могут быть достаточно тяжелые события, которые оставили отпечаток на их личности, поведении, мнении. Они уже не такие, какими были в детстве, и это нужно принять. Вы не можете знать, что их на самом деле тревожит.

3.Вы относитесь к ним, как маленьким детям

В детском возрасте люди могут натворить множество ошибок. И если ваш сын в детстве много врал, а сейчас он стал успешным предпринимателем, а ваша дочь была неформалкой, а потом выросла и отдала себя профессии воспитателя в детском саду, то вам не нужно все также на них примерять детские маски, постоянно напоминая об их «грехах» и поведении в молодости.

Читайте также: Почему овсянка может быть вредна на завтрак

4.Вы считаете, что они уже давно не обеспокоены вашим разводом

На самом деле развод родителей – это травма на всю жизни, и даже неважно, в каком именно возрасте детям пришлось делить свою любовь на две половинки между папой и мамой. Об этом даже стоит говорить. Не запрещайте свои детям делиться переживаниями по поводу этого, признайтесь и вы, что это было для вас душевной болью.

5.Вы не даете им жить своей жизнью

Ваши дети уже выросли. У них изменился образ жизни, появились новые друзья, отношения. И вы уже не можете принимать за них решение, и влезать в их личную жизнь.

6.Вы нарушаете их границы

Вам постоянно нужно знать, что у них произошло, суете нос не в свое дело, но ваши взрослые дети не хотят делиться с вами личным. А вы не понимаете, почему они вам ничего не рассказывают, и ничем не делятся. Все просто, они установили свои определенные границы, и не хотят, чтобы вы их переходили.

7.Вы их не слышите, хотя и слушаете

Каждому человеку важно не просто, чтобы ему давали возможность что-то рассказать, а услышали! А вы можете прервать их в середине фразы, перевести разговор на то, что интересует вас.

8.Вы принимаете чью-то сторону

Это ситуация, когда у человека двое-трое или больше детей. Если дети ссорятся, нельзя принимать какую-то определенную сторону, вообще не нужно вмешиваться в конфликт. Если вы поддержите одного, то сильно обидите другого. И не удивляйтесь потом, почему ваш родной ребенок так с вами холоден, и не хочет идти на контакт.

9.Вы общаетесь через посредников

У вас никак не получается наладить отношения со своим ребенком, поэтому вы начинаете прибегать к помощи еще кого-то, к примеру, второго ребенка, другого родителя и т.д. А вы не думали, что ребенок не хочет, чтобы кто-то еще вмешивался в ваши отношения, и есть какие-то вещи, о которых другим знать вообще необязательно?

10.Вы считаете, что имеете право распоряжаться их жизнью

Очень сложно превратиться из родителя в друга. Но многие родители боятся отпускать свою власть, и тем самым налаживать отношения с детьми. Никто не дает вам права вмешиваться в жизнь человека, даже если вы являетесь его родителем. Просто отпустите ситуацию, и вмешивайтесь лишь тогда, когда детям в действительности понадобится ваша помощь.

Читайте также: Натуральная маска от выпадения волос

Оригинал статьи размещен здесь: https://kabluk.me/psihologija/vot-10-prichin-iz-za-kotoryh-vzroslye-deti-nenavidyat-svoih-roditelej.html

Я вкладываю душу в написание статей, пожалуйста поддержите канал, поставьте лайк и подпишитесь!

Источник

Если тебя есть мать и отечьВ Евангелии от Луки Христос произносит фразу, которая обычно не просто вызывает недоумение, но буквально шокирует: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником» (глава 14, стих 26). Как же мог Богочеловек, Которого Церковь называет Спасителем мира, учить ненависти к самым близким людям – отцу, матери, жене, детям, сестрам и братьям?

Читайте также:  Ощущение отека в колене

Действительно, не мог же Спаситель забыть Божественные заповеди «почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» и «кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Исход, глава 20, стих 12 и глава 21, стих 17)? Как слова Христа о ненависти к родным сочетаются с Его же словами о том, что надо любить даже врагов? Получается, врагов мы должны любить, а семью – ненавидеть?!

Сам Христос был далек от подобного понимания любви и ненависти. В том же Евангелии от Луки говорится, что до тридцати лет Господь жил с родителями и был в повиновении у них (см. глава 2, стих 51). Или, находясь уже на кресте, страдая от невыносимой боли, Спаситель думает о Своей Матери и просит апостола Иоанна Богослова взять Ее к себе в дом и заботиться о Ней (Евангелие от Иоанна, глава 19, стихи 25-27).

Наконец, в Евангелии можно найти прямой спор Христа с религиозными учителями Израиля по поводу именно пятой заповеди (о почитании отца и матери). Дело в том, что эти самые учителя разрешали детям отказывать в материальной поддержке своим родителям, если дети объявляли все свое имущество «корваном», то есть посвященным Богу. После этого чадо могло спокойно уйти из семьи, отдав часть денег в сокровищницу Иерусалимского Храма. Спаситель, обличая такой обычай, сказал фарисеям: «устранили слово Божье (то есть пятую заповедь. – Р.М.) преданием вашим (то есть человеческим. – Р.М.)» (см. Евангелие от Марка, глава 7, стихи 1-13). То есть Христос прямо обличает современных Ему иудеев в непочитании родителей.

А Его слова о святости брака: «…Что Бог сочетал, того человек дa не разлучает»? Или благословение приходивших к Нему детей? В чем же дело? Если одни слова и дела Христа, казалось бы, противоречат другим, то как это все понимать?

Прежде всего, ученые до сих пор спорят, на каком диалекте арамейского языка говорил Спаситель. Для нас имеет значение то, что все языки семитской группы (языки Ближнего Востока, в том числе и почти утерянный в наши дни арамейский) чрезвычайно образны. Христос использовал это для Своей проповеди. Евангелие написано удивительным, образно-метафорическим языком, полно притч и аллегорий. Даже и в наши дни то, что звучит совершенно естественно для ближневосточного человека, в прямом переводе способно вызвать настоящий шок у европейца, привыкшего к точной и почти без-образной речи. Слово же «ненависть» в Евангелии (впрочем, как и вообще в Библии) в разных контекстах может обозначать различные понятия. В данном контексте, по мнению большинства толкователей Священного Писания, слова «кто не возненавидит …» следовало бы перевести иначе: «кто не предпочтет Бога отцу, матери…»

Если тебя есть мать и отечьКроме того, Спаситель говорит здесь о качествах, которые нужны Его настоящему ученику и последователю, а значит – любому христианину. Достаточно посмотреть на конец этого отрывка. Сказав о ненависти к родным, Христос как бы подводит итог: «…Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (стих 33). Таким образом, слово «возненавидеть» является здесь синонимом еще одной фразы – «отрешиться от всего». В контексте слово «все» – это не только родственники, но и вообще все земные привязанности, заботы, привычки и, конечно, страсти – то, что мешает общению человека с Богом. Именно так в Церкви и понимается выражение «ненависть к себе».

Суммируя контекст Евангелия и фразы Спасителя о ненависти к родственникам, можно сказать, что речь здесь идет о так называемой «системе приоритетов», которая есть у каждого человека. Кто-то (или что-то) у нас стоит на первом месте – и ради этого человек готов пожертвовать почти всем. А что-то – на последнем. И если человеку приходится выбирать, он жертвует «меньшим» ради «большего». Например, женщина, придерживающаяся строгой диеты, чтобы улучшить фигуру, должна пожертвовать этой диетой, если она носит в утробе ребенка. И подобный «жертвенный» выбор человек делает каждый день, каждый час…

Согласно Евангелию, Бог желает иметь не половинку, не две трети, а всего человека. Лучше даже сказать ждет. Ждет от человека любви. Полной до самоотречения. В этом смысле Евангелие – это самая максималистская книга на земле. Но Господь не просто «где-то там сидит на Небе и ждет» жертвы, а, согласно христианскоому вероучению, Сам выходит навстречу людям, отрекается, «ненавидит» Свое могущество и славу, как пишет апостол Павел, Бог «уничижил себя самого, приняв образ раба», то есть становится таким же, как мы, человеком. И ждет… Настоящая любовь не может поступать иначе.

Если тебя есть мать и отечьСвятые – канонизированные Церковью подвижники, как раз поступили в полном соответствии с евангельской максимой – ответили Христу всецело, всеми силами своей души. Помня, что Он сделал для людей, они тоже не могли поступать иначе, чем отдавать Ему жизнь. Причем сделать это можно по-разному. Кто-то, подобно Спасителю, взошел на крест, кто-то всю жизнь провел в пустыне, молясь Богу. А кто-то жил в кругу семьи, верующей или неверующей. Но все эти люди на своем месте слушали и служили только Богу, «ненавидя» мир и вместе с тем до самоотречения любя его. Как такое возможно? Этот классической парадокс выражен в формуле христианства: «Ненавидь грех, но люби грешника».

Казалось бы, почти невозможно быть настоящим христианином, таким, каким желает тебя видеть Христос. Однако в Евангелии со всей его категоричностью есть, на первый взгляд, «странные» слова Спасителя: «Иго Мое благо и бремя Мое легко». Явное противоречие с максимализмом Евангелия, разрешаемое просто – надо попробовать быть христианином. Ведь христианство – это не только герои-аскеты, святые и красивые здания с крестами на куполах. Христианство – это сообщество верующих во Христа людей. То есть Церковь. И каждый человек в этом сообществе по мере сил пытается «ненавидеть отца и мать», то есть ставить родственные связи в системе своих ценностей ниже, чем связь со Христом, хотя, конечно, это дается очень трудно. Но выбор у христианина стоит не между Богом и родными людьми, а между тем возможным злом, которое может исходить от родственников, и вечным, абсолютным добром, которое всегда исходит только от Бога.

Такая ненависть оказывается в итоге парадоксальной. Именно про нее Христос сказал: «Всякий, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 29). В чем здесь парадоксальность? Господь говорит не только о воздаянии в будущей жизни, но и о жизни земной. И получается, что та «ненависть», о которой сказал Спаситель, не разделяет людей, а, напротив, соединяет и помогает обрести истинную любовь, бескомпромиссно отсекая все злое и ложное в их отношениях.

КОММЕНТАРИЙ СВЯЩЕННИКА

Если тебя есть мать и отечьПротоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ,ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета,

настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецах:

К сожалению, нередко получается так, что именно те люди, которые теснейшим образом связаны с христианами земной жизнью, не солидарны с христианством в вопросах Жизни Вечной. Господь специально обратил на это внимание, сказав что «враги человеку – домашние его» (Евангелие от Матфея, глава 10, стих 36). В каком смысле «враги»? Не всегда, конечно, но нередко именно самые близкие по «крови и плоти» люди становятся самыми настоящими врагами христианину в вопросах веры и духовной жизни. Конечно, это не те враги, «которых уничтожают», однако надо четко понимать, что они могут стать серьезным препятствием к самому важному для христиан – спасению. Поэтому, любя их как людей, ни в коем случае нельзя следовать их антихристианским требованиям.

Читайте также:  Отек носа от сладкого

История Церкви подтверждает эти слова Спасителя. Достаточно вспомнить великомученицу Варвару, которую предал на казнь родной отец-язычник (начало IV века). И в наши дни есть много случаев, когда родители, в прямом смысле этого слова, мучают своих детей. Например, я знаю девушку, которую родители выгнали из дома за то, что она крестилась и стала настоящей христианкой.

Или представьте – отец и мать были воспитаны еще при Советской атеистической власти, а дети стали верующими людьми. Родители не дают им вести духовную жизнь, сами являясь ярыми противниками Церкви. И в этом смысле отец и мать – это духовные враги своих детей. Конечно, родители будут всегда оставаться родителями. Более того, несмотря ни на что, их нужно любить и почитать. То же можно сказать и о супругах, и о детях, и о братьях с сестрами.

Также я знаю случай, когда неверующая мать заставляла идти на аборт дочь-христианку. Или, например, когда мать говорила дочери примерно следующее: «Ты выйди за него замуж, роди ребенка, а потом разводись. И мы с тобой будем ребеночка воспитывать». Бывают случаи, когда родители советуют своим детям не жениться, а просто вступать в блудные отношения, которые сейчас принято именовать «гражданским браком». В общем, учат своих чад, мягко говоря, плохому. Что делать в этом случае? Конечно, исполнять как раз ту самую заповедь Христа о ненависти к родным… Но ненависть христианина должна проявляться в том, что ему надо ненавидеть не человека (например, мать), а то плохое, греховное, чему она учит.

Конечно, те случаи конфликтов, которые я привел как пример, можно назвать крайними. Чаще бывают менее болезненные ситуации. Но все же слова Христа о ненависти к родным очень нелицеприятны. Они означают, что если неверующая семья мешает продвижению к Богу, а в итоге спасению, то христиане должны предпочесть Бога даже родственникам – самым близким людям на земле. Христианам иногда даже буквально приходится исполнять эту заповедь Спасителя, то есть на какое-то время уходить от родных. Каждый раз разные ситуации, и общего правила для всех верующих нет и быть не может.

Почему Господь употребил слово «возненавидеть»? За время Своего земного служения Христос не стремился сформулировать какую-либо научную доктрину, не говорил выверенные формулировки и тезисы. Его цель была совершенно другая – спасти, восстановить падшего человека в первоначальном достоинстве. Христос говорил и открывал людям величайшие тайны Царства Небесного. Для этого он использовал образную, часто метафорическую речь, потому что образ более понятен и дольше остается в уме, тем более у простого человека. Однако при переводе с одного языка на другой какие-то оттенки могут меняться. И, конечно, под словом «возненавидеть» Христос имел в виду совсем не то, что многочисленные и разные «совопросники века сего».

Если тебя есть мать и отечьСвященник Игорь ФОМИНклирик храма Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади:

Начну со случая, который, возможно, поможет понять эту фразу Спасителя. Одна женщина, ходившая в наш храм, к сожалению, ходить к нам перестала, попав к неким лже-старцам, а по сути, просто сектантам и заодно мошенникам. Бедная женщина (как это обычно и бывает у сектантов) получила сильный прессинг цитат из Священного Писания, в том числе и цитату о ненависти к родным, растолкованную буквально. Она взяла малолетнюю дочку и ушла из семьи и Церкви «спасаться» к «старцам», то есть попросту исчезла. Когда муж нашел ее, перед ним предстало жалкое зрелище. Жена и еще несколько таких же охмуренных женщин, ушедших с маленькими детьми из семей, жили в избушке рядом со «старческим монастырем». Дети были грязными, голодными, полураздетыми…

Христос говорил, конечно, не об этом. Он говорил не о том, что надо так возненавидеть семью, что не надо заботиться о ее членах, тем более, если речь идет о совсем еще малышах. Спаситель говорил совершенно о другом – что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна, глава 15, стих 13). Вообще, все Евангелие проникнуто тем духом, что любовь к Богу человек может проявить через любовь, внимательное и чуткое отношение к своим ближним. Но прилепиться надо только к Богу. Кроме того, толковать слово «возненавидеть» нужно, учитывая образную восточную речь. Оно сказано для того, чтобы контрастно и ярко подчеркнуть мысль Христа. Христианин, конечно, должен любить ближних и заботиться о них, но «во главе угла» должны стоять не родственные связи, а Бог. Именно таков смысл «заповеди о ненависти».

Существует опасность истолковать эту заповедь в угоду себе.

Поэтому я думаю, поведение христианина в семье, пусть даже и во враждебной ему обстановке, должно быть таким, чтобы в итоге семья сказала: «Да, мы тоже хотим быть христианами».

Конечно, в семье бывает всякое, вплоть до того, что христиане всю жизнь проводят в неверующем окружении. Но я хочу все же рассказать о счастливом случае. У меня есть знакомая женщина, которая ходит в наш храм и давно ведет церковную жизнь, а ее муж – профессор, один из лидеров левой политической партии. Он никогда не препятствовал ей быть христианкой. Однако с перестройкой у него усугубились атеистические взгляды, вплоть до того, что если она шла в церковь, то обычно он попросту бил ее. Она прибегала в храм тайком, буквально на полчаса, не имея даже возможности присутствовать полностью на богослужении. Ее «мытарства» продолжались довольно долго, примерно лет десять, и закончились так.

У них в семье была традиция. Каждое воскресенье после обеда они садились на любом вокзале в любую электричку, выходили где-нибудь за городом и гуляли. Однажды по обыкновению они поехали за город. Сев на электричку и доехав до Сергиева Посада, они вышли и направились к Троице-Сергиевой Лавре. Женщина была ни жива, ни мертва, думая о том, что сейчас может начаться с мужем, когда он увидит церкви. Они пришли в один из лаврских храмов, а она все равно волновалась: вдруг муж прямо сейчас, во время службы начнет богохульствовать и кричать или ударит ее… Однако он все время молчал.

Абсолютно молча они дошли обратно до станции, и тут он повернулся к ней и сказал примерно следующее: «Слушай, мы с тобой давно мечтали купить домик. Давай приобретем его здесь. Мне так понравилось это место!» В течение месяца они нашли и купили-таки домик в Сергиевом Посаде, а он стал ходить в храм.

Почему произошло это чудо? Вообще-то, по всем человеческим законам и логике, как только муж стал богохульствовать и бить жену за то, что она ходит в церковь, она должна была расстаться с ним. Однако она вспомнила заповедь Христа и «ненавидела» такие поступки мужа, при этом положив себя на алтарь семьи. И через десять лет ее «ненависть» к мужу привела его к Богу. Почему? Да потому, что эта не та ненависть, которая все вокруг разрушает и приносит страдание другим, а та, о которой говорил Господь – «ненависть» к антихристианским делам мужа, соединенная с самоотверженной любовью к нему и постоянным чувством присутствия Бога в семье.

Рисунки Веры Маханьковой

Источник